С 1995 года на Северном Кавказе пропало без вести как минимум 7400 человек. Это серьёзное препятствие для снижения психологического и социального напряжения в регионе. В Пятигорске состоялся круглый стол, организованный Миротворческой миссией имени генерала Лебедя. Вся деятельность миссии Лебедя посвящена розыску пропавших без вести на Северном Кавказе. Она была создана на Северном Кавказе в 1998 году.
Розыск без вести пропавших, разоружение населения, реабилитация жертв конфликтов создают условия для перехода населения к нормальной жизни. На встречу в Пятигорск приехали представители практически всех регионов Северного Кавказа. Общественники пытались выработать единые действия по розыску пропавших, высказались за создание базы данных с генетическими образцами. Одним из предложений было создание генетического паспорта человека. Это намного облегчило бы поиск пропавших в современных, даже не военных, условиях.
Как раз в такой ситуации людям и помогают общественные организации. Наиболее полная база данных о пропавших на Северном Кавказе у Центра гражданского содействия розыску при Миротворческой миссии имени генерала Лебедя. По данным миссии, с 1995 года на Северном Кавказе пропало без вести как минимум 7400 человек.
Эта цифра корректируется каждый день. Кого-то снимают, кого-то вносят, и так уже несколько лет. Чтобы уточнить сведения, связываются с родственниками, и они заполняют анкету, в которой пишут, как пропавший выглядел при жизни, какие были особенности, при каких обстоятельствах пропал.
По мнению отечественных и зарубежных специалистов, собравшихся за круглым столом, межведомственная несогласованность действий, медленное внедрение в практику современных методов розыска и идентификации препятствуют результативному поиску пропавших без вести.
«Одних действий правоохранительных структур по розыску пропавших без вести в границах России явно недостаточно, – сказал Павел Иванов, заместитель директора Российского центра судмедэкспертизы, профессор, доктор биологических наук, выступивший здесь с докладом. – Реальных результатов по поиску людей, исчезнувших 20 лет назад, уже нет. И это не устраивает население, не оказывает благотворного влияния на политику на Северном Кавказе».
Сложности и задержки в развитии системной розыскной работы, по мнению профессора Иванова, отмечаются на стыке деятельности профильных министерств и ведомств из-за отсутствия единой координирующей структуры, одинаковых подходов и стандартов.
Павел Леонидович Иванов рассказал о практике работы его центра по идентификации погибших при чрезвычайных ситуациях во всей России – при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, при взрывах в московском метро, террористических актах на Дубровке, в школе Беслана, в аэропорту Домодедово.
Розыскные действия должны сочетаться с непрерывными реабилитационными мероприятиями в отношении родственников пропавших без вести граждан. Психологическая, медицинская, социальная и юридическая поддержка граждан позволяет не только снизить общее напряжение в обществе, но и способствует получению дополнительной информации о пропавших, более эффективному их поиску.
Источник: общественно-политическая газета «Открытая» №41 (533) от 17-24 октября 2012 г., http://opengaz.ru/issues/41-533/missiya-pechalnaya-i-vazhnaya.html