В Пятигорске в административном центре Северо-Кавказского федерального округа 16 декабря прошла встреча российских граждан, пострадавших в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе (родственников пропавших без вести, солдатских матерей, вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, молодежи), с представителями федеральных и региональных органов власти и управления.
Актуальная для юга России тема собрала более полусотни заинтересованных собеседников из многих регионов России – Белгородской и Воронежской областей, Дагестана, Ингушетии, Краснодарского края, Москвы, Ростовской области, Санкт-Петербурга, Северной Осетии – Алании, Ставрополья и Чеченской Республики.
Содержанием дискуссий стали такие довольно острые проблемы северокавказского региона, как розыск без вести пропавших граждан, поддержка вынужденных переселенцев, жизненные перспективы молодежи из семей, пострадавших в региональных конфликтах, причины оттока русского населения из республик Северного Кавказа.
К обсуждаемым вопросам проявили большой интерес участники, представлявшие органы власти и управления, – представители департамента внутренней политики аппарата полпредства СКФО, Министерства обороны РФ, Миграционной службы России.
«Круглый стол» прошел в рамках проекта «Гуманитарный диалог по укреплению человеческой безопасности на Северном Кавказе». Его участниками стали представители Швейцарского фонда мира, Форума по раннему предупреждению и раннему реагированию – Евразия (ФРПРР-Евразия), а также представитель Международного Комитета Красного Креста.
Дискуссия велась через призму осуществленных социально-экономических реформ, происшедших вооруженных конфликтов и принимаемых государством и обществом мер по их урегулированию и преодолению их негативных последствий.
Свой вклад в осмысление ситуации внесли представители общественных наук, исследователи из ведущих учреждений высшего профессионального образования.
Так, профессор Игорь Косиков, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, отметил, что для Северного Кавказа острой проблемой остается высокий уровень коррупции и теневой экономики. Причем речь идет не просто об экономике неформального сектора, т.е. о не учтенной в налоговой и прочей отчетности «серой экономике», а об опасном распространении сфер криминальной занятости и оборота. В них, в свою очередь, часто правит бал этноэкономика, которая простирается как в легальные, так и нелегальные секторы экономики.
На местах вместо конкуренции, увы, все чаще задает тон неформальный сговор, раздел сфер влияния, коррупция и клановость, а это усугубляет проблемы социальной исключенности пострадавших от конфликтов групп населения, в том числе русского населения.
Представитель ГУ «Межрегиональный ресурсный центр» Андрей Клименко, со своей стороны, призвал присутствующих самым внимательным образом рассмотреть варианты решения проблемы трудоизбыточности регионов СКФО через прямое содействие организации профессиональной переподготовки населения республик Северного Кавказа и его трудоустройства в других регионах России.
Профессор Пятигорского государственного лингвистического университета Майя Аствацатурова привлекла внимание аудитории к тому, что в Стратегии социальноэкономического развития СКФО до 2025 года есть специальный раздел, посвященный межэтническим отношениям. Это особенно важно на фоне того, что во многом устарела Концепция государственной национальной политики РФ – федеральный документ, принятый в 1996 году. В то же время в республиках принимаются подобные концептуальные документы.
В целом представители комитетов пропавших без вести, солдатских матерей, объединений вынужденных переселенцев, казачества, молодежных организаций сошлись во мнении, что в стране в настоящее время отсутствуют объективные основания для роста межэтнической напряженности.
Вместе с тем социокультурные и этноконфессиональные отличия граждан используются в отдельных общественно-политических и политикоуправленческих действиях и решениях для нагнетания обстановки и расшатывания ситуации.
Участники встречи также отметили, что главным тормозом постконфликтной реконструкции и поступательного мирного развития в Северо-Кавказском регионе и одновременно главным детонатором возможных межэтнических конфликтов является формальное, а зачастую бездушное отношение отдельных федеральных и региональных структур власти к пострадавшему в конфликтах населению, его потребностям.
Председатель совета Миротворческой миссии им. генерала Лебедя Александр Мукомолов обратил внимание, что, несмотря на то, что с подачи общественности в 2010—2011 годах Президентом РФ Дмитрием Медведевым давались поручения № 1514, 2736, 1886, 1889 по данным проблемам, несмотря на восстановление деятельности Комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести и работу в Минрегионразвития РФ Межведомственной рабочей группы по вопросу поддержки граждан, безвозвратно покинувших Чеченскую Республику, до сих пор не приняты соответствующие нормативные акты ни по розыску без вести пропавших, ни по вынужденным переселенцам из ЧР.
Результатом открытого обсуждения острых вопросов постконфликтной реконструкции и развития межэтнических отношений на Северном Кавказе стало принятие участниками встречи итогового документа – обращения к председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Путину.
Участники встречи обращают внимание на необходимость принятия срочных мер, призывают принять эффективные решения по наиболее сложным и важным задачам текущего времени – установить судьбы граждан, пропавших без вести в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе, осуществить государственную поддержку граждан, безвозвратно покинувших Чеченскую Республику, принять дополнительные меры по созданию жизненных перспектив для молодежи из семей, пострадавших в конфликтах на Северном Кавказе.
Обращение подписали более двух десятков руководителей и активистов общественных структур российского и регионального уровня.
Источник: газета общественных организаций юга России «Новая реальность», №9, декабрь 2011 года
- THUMB, parse_thumb, article_nr_12_2011_png.png, {:alt=>" article_nr_12_2011_png.png"}, The asset " article_nr_12_2011_png.png" is not present in the asset pipeline.