Розыск пропавших без вести: гражданское содействие

В Пятигорске прошла расширенная рабочая встреча общественных организаций и представителей правоохранительных органов по теме «Гражданское содействие выполнению поручений Президента РФ в вопросах розыска без вести пропавших на Северном Кавказе».

Встречу организовала Миротворческая миссия имени генерала Лебедя (ММГЛ) в рамках проекта «Гражданское содействие розыску пропавших без вести в зонах вооруженных конфликтов на Кавказе», реализуемого в 2010—2011 гг. на средства государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций по договору гранта с межрегиональной правозащитной общественной организацией «Сопротивление».

Участниками диалоговой площадки стали более полусотни представителей различных профессиональных, социальных, этнических и конфессиональных групп населения субъектов РФ в составе СКФО.

Собеседниками в серьезном разговоре выступили представители органов государственной власти и управления, сотрудники правоохранительных органов, родственники пропавших без вести, общественники, правозащитники, священнослужители, представители академического сообщества, исследователи, а также работники Международного комитета Красного Креста.

Участники встречи отметили, что в последние пять лет появляются новые правовые основы, позволяющие правоохранительным органам проводить розыскные мероприятия. В 2006 году Президент России В.Путин ознакомился с проблемой без вести пропавших и инициировал переход работы по правовому обеспечению ее решения в качественно новое русло. Вместе с тем не все идет гладко в части розыска без вести пропавших жертв конфликтов на Северном Кавказе.

Было отмечено, что руководство России начинает видеть проблему, которая на долгие годы объединила русских и чеченцев, осетин и ингушей, безмерно страдающих от неизвестности судьбы однажды исчезнувших родственников. И это горе не различает ни этносов, ни сословий — оно одно для матерей и жен гражданских лиц и военнослужащих Российской Армии, и это по-прежнему тысячи пропавших без вести.

Вывод о том, что результаты работы по поиску без вести пропавших на Северном Кавказе по-прежнему неудовлетворительны, поддержали все участники рабочей встречи, несмотря на то что трактовка сдерживающих процесс факторов была различной. В любом случае, как отмечалось, встречи подобного формата важны в отладке атмосферы взаимодействия между родственниками пропавших без вести и их общественными объединениями, с одной стороны, и представителями органов государственной власти и управления, сотрудниками правоохранительных органов — с другой.

Поддержание этой атмосферы на протяжении последних лет — один из результатов проекта Миротворческой миссии им. генерала Лебедя, завершающим мероприятием которого стала прошедшая встреча.

Руководитель ММГЛ Александр Мукомолов остановился на том, что принципы гражданского содействия розыску без вести пропавших основаны на соблюдении российского законодательства, учете национальных обычаев, соблюдении конфиденциальности данных, которые попадают в поле зрения сотрудников проекта. Главным условием движения вперед при всем при том остается самоорганизация родственников людей, попавших в беду, — тесное взаимодействие с комитетами родственников пропавших без вести.

Профессор Павел Иванов, начальник специализированного центра молекулярно-генетических экспертиз, замдиректора Российского центра судмедэкспертизы, поднял проблему идентификации: «В отличие от технологий даже десятилетней давности сейчас инструментарий ДНК- экспертиз позволяет проверять факты не на разовой основе, а масштабно и в значительно более короткий промежуток времени». То есть вопросы идентификации технологически уже сегодня можно было бы решать не в год по капле, а пропорционально масштабности минувших конфликтов. В ММГЛ отмечают, что это объективная предпосылка к тому, чтобы вернуться к тем делам, которые были оставлены без развития много лет назад ввиду недоступности системных молекулярно-генетических исследований. Более того, появляются основания и возможности продвинуться вперед даже по закрытым и приостановленным делам. Конечно, и это один из главных стопоров, на проведение экспертиз требуется финансирование.

Актуален вопрос о том, чтобы на родственников пропавших без вести создать банк геномных паспортов. Например, пока что совсем небольшое количество тел жертв осетино-ингушского конфликта было поднято, идентифицировано и захоронено по национальным обычаям.

Участники встречи отмечали, что это произошло в результате совместных действий ММГЛ, комитетов родственников при решительной поддержке со стороны президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова. Успех был локальный, но комитеты родственников всех регионов были очень рады этому первому результату.

Проблема проведения судмедэкспертизы стоит очень остро. Миротворческая миссия и комитеты родственников направляли письма и обращения Президенту Российской Федерации через Совет по развитию институтов гражданского общества. Руководство Совета с сочувствием и энергией относится к решению наболевшего вопроса. Первое лицо государства Президент РФ знаком с текстами писем, отметил Мукомолов, и отдал соответствующие поручения А.Г. Хлопонину, Т.А. Голиковой, Н.П. Патрушеву. Эти поручения зарегистрированы в должном порядке, и ответы по существу обращений уже поступают. Но ситуация замедления работ становится ясной на примере поручения Президента РФ №1597 — оно касалось организации лаборатории судмедэкспертизы в Чеченской Республике.

«Александр Геннадьевич отвечает четко: в связи с тем что нет специалистов, оборудования и помещений в Чеченской Республике, вопрос о создании там лаборатории надо отложить. Действительно, есть уже лаборатории в других регионах, которые смогут сделать работу по моле- кулярно-генетическим исследованиям очень качественно. Но ведь вопрос-то не в этом — создать лабораторию или не создать? Вопрос в продолжении. Как быть дальше? И вот мы знакомимся с содержанием ответов и видим, что формально высокие чиновники отвечают правильно, но дело остается на том же самом месте», — сетует ведущий встречи А.Мукомолов.

Психологи говорили на встрече о том, что в душах людей память о пропавшем без вести превращается в пустоту, если нет надежды найти человека. Это объясняет бурление эмоций в среде родственников, выплескивающееся порой и на трассы, и на площади с плакатами. Самое печальное, что начинающие затухать противоречия, когда появляются оптимистичные сигналы, что кто-то найден и идентифицирован, снова возбуждаются, превращаются в проблему — когда кажется, что государство о проблеме опять забыло.

Задевает людей и то, к

Автор: Роман Егоров
Опубликовано: 2011.11.06

Комментарии к статье

Войти ≫