Экономическая нестабильность, отсутствие гарантий безопасности и политика региональных властей являются главными причинами миграции русскоязычного населения с Северного Кавказа.
Об этом говорили участники прошедших 18 октября в Общественной палате РФ слушаний "Русские на Кавказе: мифы и реальность". Наряду с констатацией причин отъезда, выступавшие высказывали свои предложения по улучшению ситуации.
Инициатором проведения слушаний выступила рабочая группа Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе.
Авксентьев: сохранение русской общины зависит от модернизации Кавказа
Русские уезжают с Северного Кавказа из-за экономических трудностей и «ощущения небезопасности», об этом говорил в своем подробном докладе директор Института социально-политических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, доктор философских наук, профессор Ставропольского госуниверситета Виктор Авксентьев.
По его словам, в регионе практически прекратили свое существование отрасли промышленности, где трудилось русское население. «Даже в Ставрополе сохраняется максимум одно-два предприятия, где требуются высокие технологии», - отмечает Авксентьев.
Сохранение в регионе значительной русской общины, по мнению профессора, связано с успехом модернизации Кавказа. Русская молодежь "не хочет работать в коровнике, предпочитая трудиться на современном производстве". Профессор также призвал готовить Ставропольский край в качестве места для размещения выезжающих из национальных республик русских.
Оттоку русскоязычного населения способствует и отсутствие гарантий защиты со стороны государства на фоне всплеска террористической активности в СКФО, а также локальных столкновений на этнической основе, отметил Авксентьев. При этом русские в регионе лишены механизмов этнической консолидации и самозащиты. По словам докладчика, кавказские русские оказываются в принципиально иной религиозной ситуации – «их буквально окружает исламизация образа жизни местного населения».
Кроме того, официальное и неофициальное квотирование постов и должностей по этническому признаку, существенно уменьшает «карьерные лифты для русской молодежи» и служит дополнительным стимулом для отъезда, считает ученый.
В итоге, подчеркнул Виктор Авксентьев, у русского населения Кавказа действует следующая стратегия выживания: «старики остаются, а молодежь отправляют учиться в другие регионы с перспективой осесть там».
Ученый со сдержанным оптимизмом оценил политику федеральных властей по оздоровлению ситуации в СКФО, заметив, что «власть, наконец, четко продемонстрировала, что Северный Кавказ не будет брошен на произвол судьбы».
Мукомолов: следует определить категории нуждающихся в помощи русских в СКФО
Тезис Авксентьева об основной роли экономики в эмиграции русской молодежи с Северного Кавказа поддержал руководитель миротворческой миссии имени генерала Лебедя Александр Мукомолов: «Люди уезжают из-за отсутствия достойной работы». Он предложил, прежде всего, проанализировать, каким категориям русских нужна помощь, и в чем она должна заключаться.
Если бы помощь русским беженцам из Чечни, выехавшим в 1990-х - 2000-х оказывалась за счет сумм, выделяемых федеральным центром на восстановление республики, это дало бы значительный положительный эффект среди русского населения, тогда как сообщения о «роскошных стройках в Грозном, вызывают недовольство у переселенца, живущего в гараже», отметил Мукомолов.
Вместе с тем, по его словам, ситуация с безопасностью на Северном Кавказе улучшается. «В той же Чечне сейчас гораздо лучше, чем в 1991-1994 годах, когда в республике бесчинствовали вооруженные банды, или во время первой чеченской войны, когда многие русские жители Грозного погибли в результате обстрелов и бомбежек», - констатировал Александр Мукомолов.
Источник: сайт «Кавказский узел», 20 октября 2011 года, http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/194432/