ГУМАНИТАРНЫЙ ДИАЛОГ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

СРОЧНЫЕ МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ КРУГЛОГО СТОЛА

Российские участники круглого стола «Срочные меры по укреплению человеческой безопасности на Северном Кавказе», представляющие организации гражданского общества, региональные и местные органы власти и независимое экспертное сообщество, приняли итоговый документ, в котором сформулировали совместные предложения для Президента Российской Федерации по срочным мерам, необходимым для укрепления человеческой безопасности в регионе.

Учитывая, что успех мирной реконструкции на Северном Кавказе напрямую зависит от одобрения населением мер федеральных органов государственной власти и гражданского общества, направленных на повышение физической безопасности граждан, экономическое развитие и эффективное самоуправление, участники круглого стола считают наиболее важными следующие положения:

1. Меры по укреплению безопасности в регионе должны быть нацелены в первую очередь на устранение корневых причин непрекращающегося насилия, наиболее значимыми из которых являются: 1) рост недоверия к власти со стороны населения, особенно среди молодежи; 2) прогрессирующее “выпадение” северокавказского общества из общероссийского пространства; 3) использование северокавказских проблем в качестве инструмента политической борьбы.

2. Население региона и всей России ждет от лидера государства не только эффективных мер по борьбе с терроризмом, но и гарантий безопасности и справедливости для мирных граждан Северного Кавказа и России в целом. Параллельно с повышением эффективности мер по борьбе с террором, необходим диалог между властью и обществом с акцентом на приоритетных гуманитарных вопросах, напрямую связанных с обеспечением физической безопасности гражданских лиц и преодолением негативных последствий прошлых конфликтов. Доминирующая установка для правоохранительных органов на обеспечение быстрых и заметных результатов в ликвидации террористов становится косвенной причиной усугубления актов насилия и иных незаконных действий в отношении гражданских лиц, что лишь затрудняет достижение реальных результатов в предотвращении актов террора и стабилизации обстановки на Северном Кавказе.

3. Правоохранительные органы должны строго придерживаться требований закона. Незаконное применение силы со стороны представителей государства и органов правопорядка и другие действия, нарушающие права граждан, играют на руку террористам и являются главным фактором, позволяющим им привлекать новых членов НВФ и оправдывать свои методы. Наиболее насущными проблемами являются похищения граждан, применение незаконных методов допроса, вымогательство взяток за освобождение задержанных и выдачу тел погибших. Остро стоит проблема розыска и установления судеб граждан, пропавших без вести. Кроме того, родственники лиц, пропавших без вести, погибших и пострадавших в результате вооруженного конфликта, нуждаются в срочной медицинской и психосоциальной реабилитации. Приоритетное внимание должно уделяться реабилитации пострадавших и родственников жертв терактов и других видов преступлений и незаконного насилия.

4. Повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов и акцент на профилактику преступлений имеет важнейшее значение для укрепления безопасности на Северном Кавказе. Важно предпринимать все возможные меры по дополнительному обучению и инструктажу личного состава органов МВД, ФСБ и МО РФ, осуществляющего оперативные и специальные мероприятия в регионе, а также соответствующие меры по надзору за соблюдением законности и обеспечению всесторонней безопасности граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством РФ и соответствующими нормами международного гуманитарного права. Необходимо обучать персонал органов МВД и ФСБ использованию профилактических диалоговых инструментов и методов взаимодействия с населением в конфликтных зонах. Участковые милиционеры не должны привлекаться к оперативным мероприятиям, сфокусировавшись на профилактической работе с местным населением.

Исходя из этих положений, мы предлагаем следующие срочные меры по укреплению человеческой безопасности населения на Северном Кавказе:

  1. Руководству силовых ведомств необходимо применять политику абсолютной нетерпимости к случаям похищений, применения пыток, бессудных казней, уничтожения имущества, вымогательства взяток и шантажа родственников подозреваемых и к другим нарушениям основополагающих конституционных прав граждан.
  2. Наладить взаимодействие между Прокуратурой РФ, Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественной Палатой РФ, уполномоченными по правам человека и организациями гражданского общества для осуществления эффективного контроля и надзора за соблюдением законности в деятельности правоохранительных органов на Северном Кавказе, искоренения безнаказанности, а также своевременного прямого информирования высших должностных лиц государства и региональных руководителей о фактах серьезных правонарушений. Дальнейшее игнорирование необходимости радикально укрепить законность и дисциплину приведет к моральному разложению органов МВД и ФСБ на Северном Кавказе и росту протестных действий со стороны населения, в т.ч. насильственного характера.
  3. Организовать постоянный независимый мониторинг ситуации в Северокавказском федеральном округе, сфокусированный на объективной оценке и комплексном научном анализе уровня человеческой безопасности, результаты которого должны распространяться среди лиц, принимающих решения, экспертов, журналистов и организаций гражданского общества. Для лиц, принимающих решения, в частности полпреда А. Хлопонина, необходимо создать несколько независимых систем информационно-аналитической и экспертной поддержки решений и обеспечения их адекватности реальной ситуации.
  4. Принять исчерпывающие меры на государственном уровне по розыску в Чеченской Республике, Республике Дагестан, Республике Ингушетия и Республике Северная Осетия-Алания граждан, пропавших без вести в зонах конфликтов в период с 1991 г. по настоящее время, предусмотрев составление общего списка пропавших, сбор прижизненной информации на них, поиск и эксгумацию захоронений, проведение идентификационных мероприятий, в т.ч. ДНК-экспертиз. Необходимо повысить приоритетность задачи по установлению судьбы каждого гражданина и наказания причастных к его гибели или исчезновению. В ходе проведения общероссийской переписи населения в октябре 2010 г. следует предусмотреть особые меры для получения дополнительной информации о погибших, пропавших без вести и вынужденных переселенцах в период вооруженных конфликтов на Северном Кавказе.
  5. Выстроить общероссийскую систему комплексной реабилитации для граждан, пострадавших в вооруженных конфликтах, на основе отечественных разработок и международного опыта, предусматривающую:
– порядок определения и регистрации граждан, наиболее пострадавших в вооруженных конфликтах и учета их реабилитационных нужд; – включение реабилитационных центров, специализированных муниципальных учреждений и НКО, имеющих опыт реабилитационных мероприятий, в реестр уполномоченных государством структур, привлекаемых к общероссийской программе реабилитации жертв конфликтов на Северном Кавказе; – оценку эффективности применяемых методик медицинской, психологической, социальной и правовой реабилитации граждан, пострадавших в вооруженных конфликтах; – создание единой системы реабилитационных учреждений, ведущей учет пациентов, прошедших реабилитацию; – обеспечение финансирования реабилитационных программ. 6. В целях повышения эффективности мероприятий по изъятию из незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и средств подрыва: – внести изменения (временные дополнения) в действующее законодательство, предусмотрев возможность анонимной сдачи оружия населением, выплаты за добровольную сдачу установленного вознаграждения и участие в процессе изъятия представителей гражданского общества; – перекрыть каналы поступления оружия в незаконный оборот, в первую очередь, из воинских частей и через границу (боеприпасы, гранаты, взрывчатые вещества и др.). Усилить ответственность за незаконную торговлю оружием и боеприпасами; – активнее привлекать общественность к процессу контроля над изъятием оружия, его уничтожения и агитационно-пропагандистским мероприятиям по демилитаризации населения.
  1. Организовать общероссийский и международный обмен опытом и тренинги для сотрудников правоохранительных органов, особенно для сотрудников МВД, занимающихся расследованием исчезновений, поиском и идентификацией жертв конфликтов, а также профилактической работой в молодежной среде. Сегодняшний уровень подготовки в этой сфере недопустимо низок. Необходимо также предусмотреть соответствующие изменения в программах подготовки студентов и курсантов и в программах переподготовки и повышения квалификации действующих сотрудников МВД на Северном Кавказе.
  2. В СМИ и в Интернете должна быть обеспечена необходимая информационная поддержка конструктивных дискуссий между оппонентами по следующим направлениям: (а) межэтнический и внутриисламский диалог; (б) вовлечение молодежи и самоорганизующихся активных молодежных групп в диалог и дебаты с молодыми сотрудниками государственных структур, представителями творческих профессий из молодежной среды, молодыми бизнесменами и т.д.; (в) создание рабочих мест и законных экономических возможностей, преодоление коррупции и клановости и обеспечение устойчивого мирного развития. В рамках законодательства о СМИ государство должно использовать свое влияние, чтобы ограничить практику демонстрации кадров жертв терактов и убитых боевиков в СМИ с целью недопущения дополнительной травматизации родственников погибших и провоцирования радикальной реакции.
  3. Учитывая традиционную избыточность трудовых ресурсов в республиках СКФО, следует разработать и реализовать масштабные государственные программы сезонного и временного трудоустройства и профессионального обучения в сфере строительства, сборочного производства, сельскохозяйственных предприятиях и т.д. в других регионах России для молодежи из СКФО. Целесообразно возобновить практику формирования молодежных трудовых бригад из республик СКФО и направление их на крупные инфраструктурные объекты (например, стройки в Сочи, на о. Русском и т.д.).
  4. Государственным структурам, общественным организациям, работающим в сфере молодежной политики на Северном Кавказе, следует уделить особое внимание социальной реинтеграции и адресной поддержке наиболее уязвимых категорий юношей и девушек, пострадавших в вооруженных конфликтах:
– потерявших родных и близких; – имеющих среди родственников пропавших без вести; – получивших ранения, увечья и травмы; – являющихся детьми участников НВФ; – являющихся детьми вынужденных переселенцев; – потерявших в результате конфликта имущество и социальный статус; – не имеющих возможности в силу других причин реализовать свой потенциал.
  1. В целях адаптации молодежи из Северокавказских республик к условиям и требованиям военной службы в других регионах страны, а также профилактики межличностного насилия и конфликтов при ее прохождении следует использовать возможности допризывной подготовки для ознакомления призывников с императивами межкультурного, межэтнического и межконфессионального общения в многонациональной воинской и общественной среде, развития чувства общегражданской ответственности за обеспечение национальной безопасности России. Необходимо шире привлекать к этой работе общественные организации, в частности, комитеты солдатских матерей, представителей основных религий, способных вести диалог с молодежью по наиболее актуальным темам, включающим, в том числе, отношение ислама к защите общего для всех граждан отечества.
  2. К наиболее пострадавшим в военных конфликтах на Северном Кавказе относятся граждане (русские и представители других национальностей), которые потеряли жилье и имущество и были вынуждены покинуть места постоянного проживания в Чечне, Ингушетии и Дагестане. В настоящее время многие вынужденные переселенцы проживают на территории Ставропольского и Краснодарского краев, РСО-Алания и в других регионах Российской Федерации. Требуется первоочередная государственная поддержка в решении жилищных и других социальных проблем для пожилых людей, ветеранов труда, инвалидов, одиноких матерей, многодетных семей из числа лиц, вынужденно покинувших Чеченскую республику и другие зоны конфликтов. Включение вынужденных переселенцев в федеральные программы восстановления и развития северокавказских республик является оптимальной мерой для восстановления имущественных и социальных прав вынужденных переселенцев и станет важным элементом мирного строительства на Северном Кавказе.
  3. Борьба с коррупцией и клановостью в СКФО должна перейти на качественно новый уровень, чтобы стать адекватной масштабам существующей в регионе проблемы. Это позволит одновременно снизить влияние клановых сетей и групп, привести уровень амбиций этих группировок и используемые ими методы в соответствие с законодательством и общероссийской политической культурой и остановить рост политического насилия. В этом направлении необходимы, среди прочих, следующие меры:
– создание аттестационной комиссии при полпреде в СКФО для объективной оценки профессиональных качеств ключевых должностных лиц в субъектах СКФО; – проведение исследования конфликтов интересов и межэтнического баланса (представительства), возникающих при занятии штатных должностей в органах государственной власти субъектов СКФО и подготовка рекомендаций по кадровым решениям для полпреда в СКФО (с участием экспертов из структур гражданского общества); – Общественный совет при полпреде в СКФО следует наделить полномочиями по осуществлению гражданского контроля над антикоррупционной деятельностью.

Документ принят 16 апреля 2010 г. г. Москва

Комментарии к статье

Войти ≫