После публикаций в феврале - мае с. г. на сайтах СПЧ и Миротворческой миссии материалов о содействии розыску военнослужащих, пропавших без вести в период проведения СВО, к сотрудникам ММГЛ обратились сотни их родственников. По прошествии нескольких месяцев работы настало время подвести некоторые итоги с точки зрения эффективности проведённых мероприятий и внесения разумной коррекции в розыскную работу. Итак, по порядку
1. Изначально, самая первичная информация о пропавших военнослужащих преобразовывалась в ориентировки с фотографией, сведениями о времени и обстоятельствах исчезновения и контактами родственников. Эти документы составлялись, как правило, при длительном отсутствии связи с близкими и невозможности получения сведений от командования. Документы направлялись в структурные подразделения МО РФ, следствия, поисковые подразделения ДНР, ЛНР, УПЧ и МККК. Таких ориентировок направлено около ста. Из этого числа были установлены шесть человек: погибших четверо, находящихся в плену - двое (освобождены по обмену ст. л-т «Ю» из Севастополя и мл. с-т «Б» из Свердловской области). По остальным пропавшим их родственники заполнили анкеты.
2. Практика подтвердила качество и полезность заполненных родственниками совместно с сотрудниками миссии анкет на пропавших без вести. Всего направлено в следственные органы 71 анкета, 30 анкет находятся в работе. По антропологическим и ситуационным признакам пропавших и особым приметам установлены личности 5 военнослужащих, которые погибли и находились в морге среди неопознанных тел. 6 военнослужащих установлены живыми, трое из них оказались в плену (ст. л-т «К» из ДНР, ефрейтор «Л» из Оренбурга, рядовой «Л» из Приморского края). Трое связались с родственниками после 2 - 3 месяцев молчания. (рядовые «И» из Н. Тагила, «Д» из Альметьевска и «Ч» из Москвы). Причины длительного молчания разные и все они связаны с выполнением заданий по СВО. Надо понять всем, что заполнение анкеты - это не приговор, а инструмент для дальнейшего розыска. Особенно будут востребованы эти документы после завершения СВО и начала активных и всесторонних розыскных работ. Пригодятся любые данные, особые приметы и все, самые незначительные детали. Практика работы на Северном Кавказе подтверждает это. По крайней мере, неоднократно находили останки и передавали их для захоронения на Родине. Об этом сотрудники Миссии рассказывали родственникам военнослужащего «К» из Екатеринбурга, который по официальным данным сгорел в танке и был признан погибшим без обнаружения его тела. ММГЛ советует всем потерявшим близких при подобных обстоятельствах включать в базу данных следственных органов и анкетные сведения, и ДНК - профили.
3. Теперь о фотоальбоме №2, который размещён на сайте ММГЛ rozysk.org. Сотрудники, по поручению следственных органов, проводят предварительное опознание личных вещей, найденных при проведении судебно-медицинских экспертиз неопознанных тел военнослужащих. За указанный период времени в ММГЛ обратилось 22 человека, предварительно опознавших личные вещи. Ещё 17 обращений были связаны с просьбами сделать фотографии вещей в другом ракурсе или активировать мобильные телефоны. По всем случаям опознания личных вещей проинформированы сотрудники следственной группы СК РФ. Их задача - проверить и процессуально закрепить полученные доказательства, провести дополнительные сравнительные экспертизы, опознания и при необходимости, генетические исследования. В настоящее время однозначно опознано 4 тела («П» Алтайский край, «М» из Омска, «В» из Воронежа и «Б»- Москва ), по остальным случаям следственные действия продолжаются. Следует ещё раз обратить внимание на то, что предварительное опознание какой-либо вещи не является актом опознания. Скорее - основанием к проверке. Требуется скрупулёзные исследования уполномоченных специалистов в течение определённого периода времени. В заключении, не лишне будет привести пример не совсем правильной реакции на узнавание вещи, похожей на вещь пропавшего. Сестра погибшего и захороненного в Брянске военнослужащего «М» обратила внимание на вещицу, вроде бы похожую на принадлежащую её брату. Брат захоронен, а его вещь в фотоальбоме? Она высказала свои сомнения и в результатах генетических исследований и экспертиз, на основании которых было опознано тело, и посетовала на то, что не было визуального опознания. Дополнительная информация специалистов развеяла её сомнения. При невозможности визуального опознания, способов идентификации останков более точных, чем генетика, не существует.
4. И наконец, о возможности разместить на сайте ММГЛ в разделе «Объявления» данные о пропавших и просмотреть уже размещённые новеллы. По СВО в настоящее время в объявлениях сайта немногим более 30 информаций. По опыту Северного Кавказа пользователи этого раздела находили свидетелей исчезновения близких и получали дополнительную информацию и возможности в установлении судеб близких. Таким образом, сотрудники ММГЛ приняли участие в установлении судеб 31 пропавшего без вести и оказали посильное содействие военным следователям, криминалистам и генетикам в разрешении сложной и чувствительной общероссийской проблемы.