19 мая (Кавказский узел) Сегодня в Кремле состоялась встреча президента России Дмитрия Медведева с активистами общественно-политических организаций. В ходе встречи Медведев поддержал идею создания на Северном Кавказе Совета старейшин и назвал проблемы в регионе, которые считает особо острыми. В рамках встречи прозвучали опубликованные ранее на "Кавказском узле" доклады правозащитников, задействованных в мониторинге нарушений прав человека в регионе, в них сотрудники неправительственных организаций критиковали действия властей на Северном Кавказе.
Напомним, что в мероприятии, которое подготовлено возглавляемым Памфиловой Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, принимает участие полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин.
Медведев в приветственном слове на встрече пообещал, что все выступления будут запротоколированы и вывешены на президентский сайт, а отчет о совместной работе станет публичным.
Международная правозащитная организация "Хьюман Райтс Вотч", исследователю которой Татьяне Локшиной не удалось выступить с докладом во время встречи с предложениями конкретных мер к изменению ситуации на Кавказе, приветствует такую инициативу, расценивая ее как свидетельство искренней обеспокоенности российского руководства ухудшением ситуации с правами человека и безопасностью в этом непростом регионе. Впрочем, весь доклад организации на встрече зачитан не был.
Медведев рассчитывает на участие правозащитников в решении проблем Северного Кавказа
Дмитрий Медведев поддержал идею создания на Северном Кавказе Совета старейшин, с инициативой о котором выступила председатель Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова. "На Северном Кавказе было бы абсолютно разумно создать такой совет старейшин, – считает президент. - Необходимо подумать, каким образом то, что вырабатывается с использованием опыта старейшин, можно применить на практике; не трудно их собрать, но нужно понимать, как это применить".
Медведев также поддержал идею введения грантов для малого бизнеса в регионе. По мнению Памфиловой, такая практика может быть полезной для привлечения молодежи в малый бизнес. "Такой положительный опыт можно перенять у Дагестана", – считает Элла Памфилова.
Она предложила продумать и программы обучения молодежи Северного Кавказа в других российских регионах, а также "в целях профилактики конфликтов, возникающих при прохождении службы в армии жителей Кавказа, необходимо организовать призывную подготовку иного качества, с привлечением к этой работе экспертов из общественных организаций", передает ИТАР-ТАСС.
В ходе встречи Дмитрий Медведев призвал неправительственные организации подключиться к предотвращению оттока русских из республик Северо-Кавказского федерального округа, который, по словам президента, стал отдельной серьезнейшей проблемой, мешающей полноценному экономическому развитию.
По словам Медведева, коррупция на Кавказе напрямую угрожает национальной безопасности страны и является фактом пособничества сепаратистам. "Коррупция на Кавказе имеет ещё одну специфику, отличающую её от коррупции в России в целом, на других территориях нашей страны. Эта коррупция носит клановый характер, что, естественно, осложняет борьбу с ней", - приводит слова президента его официальный сайт.
Медведев также подчеркнул, что орудующие на Кавказе боевики стали частью международного преступного сообщества и вовлекают в свою деятельность различные слои общества в этом регионе. Он привел данные МВД, согласно которым, в 2009 году на территории Северного Кавказа совершено 544 преступления террористического характера. На жизнь сотрудников правоохранительных органов было совершено более 750 покушений, 235 из них погибли, 686 получили ранения. За последние 12 лет погибли 20 мусульманских священнослужителей, шесть из них получили ранения. За период с 2008 по 2010 год убито более десяти известных журналистов и правозащитников.
ПЦ "Мемориал": соблюдение прав человека на Северном Кавказе – единственное условие решения накопившихся там проблем
Среди участников встречи было несколько сотрудников Правозащитного центра "Мемориал". Организацию на встрече представляли Светлана Ганнушкина – член Совета ПЦ "Мемориал", глава программы "Миграция и право", председатель Комитета "Гражданское содействие", член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества; Александр Черкасов – член Совета ПЦ "Мемориал", эксперт программы "Горячие точки"; Тимур Акиев – руководитель офиса "Мемориала" в Назрани (Ингушетия); Оюб Титиев – сотрудник "Мемориала" в Гудермесе (Чечня) и Заур Газиев – сотрудник "Мемориала" в Дагестане.
Светлана Ганнушкина говорила о недопустимости борьбы с терроризмом методами государственного террора. "Идеология терроризма проста: коллективная вина, коллективная ответственность, коллективное наказание, – заявила Ганнушкина. – Противопоставить этому можно только персональное право, соблюдение законности и уважение к правам человека".
Эксперт подробно рассказала президенту о начавшейся в 2007 году в Чечне кампании по преследованию родственников предполагаемых боевиков. Силовые структуры откровенно пренебрегают нормами права, население боится обращаться и в правоохранительные органы, и к правозащитникам: "… Население Чеченской Республики находится в страхе, сравнимом только с тем, который испытывали граждане СССР во времена сталинского террора и равного которому мы не видели здесь даже в разгар войны".
Говорила Ганнушкина и о проблемах правозащитников, которых в Чечне власти фактически приравняли к террористам, говорится в сообщении ПЦ "Мемориал", поступившем в редакцию "Кавказского узла".
"В Ингушетии мы видим пример сотрудничества власти с гражданским обществом. И это приносит очевидные плоды", - считает Ганнушкина. Эксперт выразила надежду на то, что и в Дагестане ситуация будет развиваться в том же направлении. Она рассказала о случае с задержанием в селе Бабаюрт в апреле нынешнего года, когда совместные оперативные действия властей, журналистов и правозащитников привели к освобождению незаконно задержанных людей.
Говорила Ганнушкина и о других способах взаимодействия гражданского общества с властью, которые способствуют эффективному решению проблем жителей Северного Кавказа, например, о программе "Мемориала" по содействию развитию малого бизнеса в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания. Подобные программы способствуют гармонизации межэтнических отношений в регионе.
Говоря о ситуации в Ингушетии, Тимур Акиев отметил, что она ухудшалась поэтапно, начиная с 2002 года. "Похищения людей, убийства при задержании, пытки в ходе допросов создают мобилизационную базу для подполья. Смена власти в 2008 году была воспринята с одобрением в республике. Команда Евкурова взяла курс, радикально отличающийся от курса его предшественников, на восстановление законности, гласность, диалог с обществом и оппозицией", - подчеркнул правозащитник.
Он с сожалением отметил, что ситуация в Ингушетии пока не стабилизировалась, несмотря на правильность выбранного властью курса и выделил две основные причины – запущенность ситуации и недоверие населения к власти. "Нам понятно, почему Евкуров стал объектом удара со стороны боевиков – потому, что его курс представляет для них опасность, – сказал Акиев. – Этот курс неизбежно ведет к сокращению их базы поддержки. А вот почему представители государства работают против Евкурова – это тот вопрос, который мы хотели задать Вам, господин Президент".
Акиев, вторя другим выступающим, отметил, что борьба с терроризмом должна проходить в рамках закона. "Соблюдение прав человека не противоречит цели обеспечения безопасности страны, а неправительственные правозащитные организации являются союзниками государственных структур в деле борьбы с терроризмом и бандитизмом", - сказал Акиев. В заключение он напомнил о до сих пор не решенной проблеме беженцев из Чечни и Северной Осетии.
Оюб Титиев говорил о проблемах с правами человека в Чеченской Республике. Главнейшая из них – это проблема пропавших без вести, поиска их тел. За последние десять лет, по неполным данным, пропали от трех до пяти тысяч человек. "Похоронить близкого человека – значит пережить потрясение один раз, а потерять близкого живым – это постоянное страдание", – сказал Титиев.
Даже когда тела находят, обычно их невозможно опознать. Сотрудник ПЦ "Мемориал" предложил вариант решения проблемы: создать лабораторию по идентификации тел с базой данных ДНК близких родственников пропавших и при каждом обнаружении неопознанного тела пытаться установить личность. Число пропавших сократилось бы в разы, считает Титиев. "Для матери, живущей в лачуге и ждущей своего исчезнувшего сына, эта лаборатория важнее, чем хоромы и небоскребы, строящиеся у нас", – сказал эксперт.
Еще одна проблема Чеченской Республики – безнаказанность. Уголовные дела по похищениям не расследуются. Даже когда известны имена преступников и номера их машин, следствие заявляет о невозможности установить лиц, причастных к преступлению.
Заур Газиев, сотрудник ПЦ "Мемориал" в Дагестане, рассказал о том, что теракты, похищения, пытки, внесудебные казни, активизация экстремистского подполья в Дагестане – это следствие гражданского противостояния, в котором пребывает местное общество. Газиев выделил шесть причин противостояния, охватывающие все сферы жизни – социальную, экономическую, политическую – и особо отметил исламизацию дагестанского общества.
По его мнению, из-за того, что власти выбрали неверную тактику общения с салафитами, те все чаще оказываются под влиянием фундаменталистов. "В Дагестане сформировалась среда, которая будет выдавать все больше новых смертниц и шахидов", – считает Газиев.
Главным нарушителем прав граждан эксперт назвал МВД. Пытки подозреваемых, приводящие иногда к летальному исходу, стали обычной практикой дагестанских милиционеров, а чтобы скрыть противоправные действия, сотрудники МВД заявляют, что люди погибли в боестолкновении, отметил Газиев. В качестве примера он рассказал о событиях 27-28 октября 2008 года в поселке Губден, когда тела пропавших людей были обнаружены на месте спецоперации, в результате которой они якобы были убиты. Следы пыток на телах, отсутствие на одном из трупов огнестрельных ранений заставили "Мемориал" сомневаться в правдивости официальной информации.
Газиев отметил, что в случае с Дагестаном особо сложно найти выход из ситуации, но делать это необходимо: "В силу своей полиэтничности и многоконфессиональности оно [дагестанское общество] не может быть простым. Здесь не может быть простых рецептов и идеальных решений. Но какой бы безвыходной ситуация ни казалась сейчас, необходимо останавливать кровопролитие и выводить людей из леса".
"Гораздо разумнее сегодня вернуть к мирной жизни людей, не совершивших тяжких преступлений, нежели из-за упрямства продолжать подталкивать Дагестан к гражданской войне. Иначе в Дагестане не будет мира, и нельзя исключить, что отголоски дагестанской войны будут раздаваться и в московском метро", – заключил эксперт.
Депутат Госдумы РФ от Кабардино-Балкарии, член рабочей группы Общественной палаты РФ по проблемам Северного Кавказа Адальби Шхагошев, который был приглашен на встречу как соучредитель форума "Кавказ. Традиция и модернизация", в своем выступление основной упор сделал на необходимость продолжения реформы МВД и качественное улучшение оперативной работы в региональных министерствах внутренних дел.
Шхагошев подчеркнул необходимость организовывать сотрудников правоохранительных органов на местах во время борьбы с терроризмом.
"Мы понимаем, что от коррупции и клановости на Кавказе избавиться совсем не удастся, но дабы заключить их в рамки приличия, необходимо проделать огромную черновую работу", - сказал Шхагошев.
Кроме этого депутат от КБР акцентировал внимание на проекты для молодежи, с которыми необходимо постоянно вести диалог и показывать те позитивные изменения, которые имеют место быть на Северном Кавказе.
"Идеология стабильности, патриотизма, реализации своих амбиций - необходима для сохранения мира в регионе", - сказал Шхагошев.
Из опубликованного ранее на "Кавказском узле" списка участников выступить не удалось Александру Черкасову. Однако его выступление было передано президенту в письменном виде. "Контртеррористическая операция" на Северном Кавказе длится десять лет, но террор продолжается. Обычные объяснения, - ограничена зона операции, недостаточны полномочия, - по нашему мнению, уводят от очевидного: сами методы "контртеррора" воспроизводят терроризм", - говорится в докладе Александра Черкасова.
По его мнению, борьба зачастую ведётся не с террористами, а с теми, кто исповедует ислам, отличный от традиционных для этих мест суннитского, или суфийских тарикатов. По мнению Черкасова, пытки подозреваемых в терроризме, стали системой, и это лишает государство главного - морального - преимущества перед террористическим подпольем.
Это превращает общины так называемых "молящихся мусульман" в вооружённое подполье, считает Черкасов. В качестве примера он привел Кабардино-Балкарию, которая до нападения боевиков на силовые структуры Нальчика 13 октября 2005 года, считалась мирной республикой.
Доклад председателя Межрегионального комитета против пыток, руководителя штаба Сводной Мобильной Группы при Общественной комиссии по Чеченской Республике Игоря Каляпина, присутствовавшего на мероприятии, был посвящен расследованию исчезновений людей после их задержания сотрудниками правоохранительных органов.
По итогам заседания Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества член Общественной палаты Максим Шевченко заявил, что Дмитрий Медведев намерен рассмотреть возможность ликвидации излишних блокпостов на Северном Кавказе.
"Президент сказал, что изучит проблему целесообразности существования такого большого количества блокпостов. Он отметил, что не знал, что эта проблема так остра и так актуальна, и он изучит ее более внимательно", - сказал Шевченко, который считает, что в настоящее время излишние блокпосты превратились в "сбор дани с населения".
Отметим, что в преддверии встречи корреспонденты «Кавказского узла» попросили активистов общественно-политических организаций, которые примут участие во встрече, ответить на вопрос: "Какие первоочередные шаги нужно сделать для изменения ситуации на Северном Кавказе?".
Собеседники определили несколько наиболее важных с их точки зрения проблем, о которых необходимо говорить и которые нужно решать. Это - социальные проблемы и занятость населения; коррупция, клановость и чиновничий произвол; правовые основания действий силовых органов власти и борьба с терроризмом.