13 января (Кавказский узел) По факту заявления о пропаже родственников ингушского оппозиционера Макшарипа Аушева в Санкт-Петербурге заведено розыскное дело, сообщил источник в правоохранительных органах. Вместе с тем он отметил, что уголовного дела по статье "убийство", по которой нередко возбуждается производство в рамках розыска пропавших, пока нет.
Как сообщал "Кавказский узел", родственники Фатимы Джаниевой - вдовы известного ингушского общественного деятеля, лидера оппозиции Аушева - пропали без вести в Санкт-Петербурге в ночь на 28 декабря 2009 года. Исчезли Юсуп и Юнус Добриевы - дяди Фатимы по матери, и племянники Хадижат Добриевой Али Джаниев и Магомед Аджиев. Хадижат Добриева - тетя Фатимы по матери.
По словам источника в петербургской милиции, это обычная практика, когда розыск идет в рамках производства дела по этой статье. "Но сейчас пока оснований для возбуждения по статье "убийство" нет", - сообщил милиционер "Интерфаксу".
Уже известно, что машина, на которой уехали и пропали родственники Макшарипа Аушева, не попадала в ДТП, их не задерживали милиционеры, об этом сообщил сегодня представитель Ингушетии в Санкт-Петербурге Юнус Хаутиев. "Ко мне в конце декабря, буквально перед новым годом, обратились родственники. Я лично обзванивал РУВД и ГИБДД по предполагаемому маршруту следования автомобиля. Но никаких задержаний, приводов, ДТП не было", - сказал он.
В Ингушетии злоключения семьи вдовы Макшарипа Аушева Фатимы Джаниевой связывают с деятельностью ее родного дяди Руслана Джаниева, известного среди боевиков по кличке Баракат (был убит в сентябре 2008 года во время спецоперации в селение Верхние Ачалуки), пишет газета "Коммерсант".
В перестрелке с отчаянно сопротивлявшимся боевиком тогда погибли три спецназовца и руководивший операцией первый заместитель начальника республиканского УФСБ полковник Александр Наговицын. "Мстить родственникам боевиков у российских силовиков стало обычным делом", - заявил лидер ингушской оппозиции Магомед Хазбиев.
В ГУВД Санкт-Петербурга изданию раскрывать детали расследования дела о розыске четырех выходцев из Ингушетии не стали. "Идет стандартная процедура розыска, установить обстоятельства происшествия пока не удалось",― заявили в ГУВД.
Между тем, по информации из неофициальных источников, в конце прошлого года в подразделения ГУВД Санкт-Петербурга якобы поступила телетайпограмма, в которой говорилось о том, что в город с Северного Кавказа с целью подготовки террористического акта прибыл боевик по фамилии Джаниев. Согласно оперативным данным, по городу уроженец Кавказа должен был передвигаться на автомобиле ВАЗ-21099. Причем именно эта машина фигурирует в заявлении госпожи Добриевой, отмечает издание. Впрочем, в ГУВД Санкт-Петербурга информацию о причастности кого-либо из пропавших к экстремистским организациям не подтвердили. "У нас пропавшие фигурируют как потерпевшие, а не как подозреваемые, и нам о телетайпограмме, касающейся кого-либо из этих граждан, ничего не известно", - заявили в ГУВД. Ранее родственники пропавших жаловались, что сыщики уголовного розыска пока не проявляют особого рвения в поиске пропавших. Напомним, что 16 декабря 2009 года на трассе по пути в город Магас "Жигули", в которых ехали беременная вдова Аушева Фатима, ее 51-летняя мать Лейла Джаниева и братья - 25-летний Руслан и 21-летний Амир, взорвались. Выжила после этой трагедии только Фатима. Оставаться в Ингушетии она опасалась. 26 декабря Юсуп Добриев вместе с Фатимой Джаниевой, 1982 г.р., и племянником Али Джаниевым уехали из Ингушетии в Санкт-Петербург. Там Фатима должна была продолжить курс лечения после тяжелого ранения. Фатима Джаниева приехала в Петербург на последнем месяце беременности - накануне Нового года она родила первенца. Женщину сопровождали дяди и братья, возвращавшиеся с похорон родственников в Назрани.
27 декабря родственники Аушева прибыли на поезде в Санкт-Петербург. Фатиму оставили у родственников. В ночь на 28 декабря, примерно в 00:30, Юсуп и Юнус Добриевы, Али Джаниев и Магомед Аджиев на машине ВАЗ-21099 (регистрационный номер м 273 ос 98-й регион) поехали к родственникам. Оттуда они намеревались поехать в общежитие, расположенное в Приморском районе города, рядом со станцией метро "Пионерская". Никого из них с той ночи больше не видели. До места назначения никто не добрался. Впоследних числах декабря 2009 года Хадижат Добриева обратилась с просьбой к правозащитникам помочь найти пропавших без вести в Санкт-Петербурге братьев и племянников. Соответствующие заявления Хадижат передала в ПЦ "Мемориал" в Назрани (Ингушетия) и АНО "МАШР". 21 декабря Юсуп Добриев обратился с письменным заявлением в представительство ПЦ "Мемориал" в г.Назрань по факту гибели 16 декабря его сестры Лейлы Джаниевой и племянников Амирхана и Муслима. В своем заявлении он высказал предположение, что к гибели сестры и племянников могли быть причастны сотрудники силовых структур. Сам Макшарип Аушев погиб 25 октября 2009 года, когда на федеральной трассе "Кавказ" его автомобиль обстреляли неизвестные лица из проезжавшей мимо автомашины. Незадолго до этого, 15 сентября, в Ингушетии, была совершена попытка похищения Макшарипа Аушева. Макшарип Аушев не раз высказывал опасения за свою жизнь и за жизнь своих близких, и говорил, что часто получал в свой адрес угрозы.