13 декабря (Кавказский узел) Освобожденные из тюрем Грузии жители Южной Осетии ответили на вопросы журналистов в Цхинвале, они заявили о тяжелых условиях содержания в грузинских тюрьмах, а также о том, что были осуждены по сфабрикованным обвинениям.
Напомним, что 2 декабря грузинская сторона освободила пятерых граждан Южной Осетии: Ибрагима Лалиева, Лаврентия Казиева, Якова Техова, Павла Техова и Владимира Елоева. Передача заложников прошла на границе с Грузией и Южной Осетией, а в Цхинвали заложников доставили Томас Хаммарберг, посетивший 30 ноября Южную Осетию, а 1 декабря - Тбилиси, и Уполномоченный президента Южной Осетии по правам человека Давид Санакоев.
По словам жителей осетинского села Орчосан Ленингорского района Павла Техова, Якова Техова и Лаврентия Казиева, которые удерживались в заключении более года, в МВД Грузии им предъявили обвинение в хранении боеприпасов. По предъявленному обвинению задержанных граждан Южной Осетии приговорили к пяти годам лишения свободы.
Как рассказали освобожденные, в одном помещении на 6 человек размещалось 24 человека. "Спали в четыре смены. Два месяца нам не давали возможности купаться. Доходило до того, что чтобы избежать побоев приходилось прикидываться мертвыми. В перерывах нас допрашивали о пограничных постах в Южной Осетии, сколько военных базируется в Ленингоре, проводятся ли в Цхинвале восстановительные работы, унижали, потому что мы осетины", - рассказал освобожденный Ибрагим Лалиев.
"В августе мы узнали, что в стенах грузинских тюрем среди заключенных есть осетины, по отношению к которым нарушались права заключенного, - сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в Грузинской Ассоциации молодых юристов. - Никто из нашей организации не присутствовал на судебном процессе, и о приговоре нам стало известно постфактум".
По словам члена Ассоциации Нино Хаиндравы, которая занималась вопросом югоосетинских заложников, "позднее стало известно, что трое пропали без вести после освобождения из зала суда". "Именно в тот момент наша Ассоциация направила запрос в прокуратуру и МВД Грузии о возбуждении уголовного дела о пропаже троих граждан Южной Осетии. Но наша просьба не была удовлетворена, после чего мы направили иск в Европейский Суд по правам человека весной этого года. Из-за долгой процедуры рассмотрения документов, нам пришлось ждать длительное время", - сообщила она.
По данным организации, на сегодняшний день в стенах грузинских тюрем находится 40 граждан Южной Осетии. Судьба троих граждан региона, один из которых несовершеннолетний, - Алана Хачирова, Алана Хугаева и Сослана Плиева, - пропавших без вести с территории села Тирдзниси Горийского района Грузии в октябре прошлого года по-прежнему остается неизвестной.
По словам их родителей, которые связывались с жителями грузинских сел, последний раз подростков видели в грузинском селе Мерет Горийского района, где их жестоко избивали сотрудники грузинских силовых структур. По другим данным, подростков уже нет в живых. Последнее сообщение о том, что они содержаться в Тбилисской тюрьме поступило два месяца тому назад.
По словам родителей пропавших без вести, "заместитель начальника окружной полиции города Гори Шалва Трамакидзе отрицает нахождение осетинских подростков на территории Грузии". Между тем, родители опознали голоса Шалвы Трамакидзе и его заместителя Нико Окроперидзе на видеосъемке, сделанной сразу после похищения.
По данным югоосетинской стороны, с января этого года руководство Южной Осетии без всяких условий освободило 85 граждан Грузии, задержанных ранее силовыми структурами за незаконное пересечение государственной границы.
Напомним, что освобожденные осетины были задержаны грузинской стороной после окончания августовских событий 2008 года. С августа 2009 года, после того, как тбилисский суд вынес им оправдательный приговор, они находились на территории грузинского города Гори.
МВД Грузии категорически отказывалось официально комментировать связь освобождения этих осетинских граждан с судом в Цхинвале над грузинскими подростками, задержанными 4 ноября в Южной Осетии, но начальник информационно-аналитического департамента МВД Шота Утиашвили дал понять, что задержанные осетины подозреваются в причастности к терактам на территории Грузии.
По словам грузинского конфликтолога Пааты Закареишвили, Цхинвальский суд освободил только двоих из четырех подростков, и, возможно, причиной стало то, что и грузинская сторона освободила еще не всех осетин, удерживаемых на грузинской территории.
Ранее южноосетинская правозащитница, председатель ассоциации "Женщины Южной Осетии за демократию" Лира Цховребова заявила, что "грузинским спецслужбам осетинские ребята нужны были, во-первых, как источник информации, и, во-вторых, как заложники, которых можно было бы обменять в случае чего".
Президент Грузии Михаил Саакашвили выразил недовольство решением суда в Цхинвале в отношении четырех задержанных грузинских подростков, поскольку двое из них оставлены отбывать наказание в Южной Осетии.
Руководство правящей партии Грузии "Единое национальное движение" подвергло резкой критике комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга, который занимался вопросом арестованных в Южной Осетии грузинских подростков.
Ранее Южная Осетия предлагала Грузии одновременный обмен всех задержанных сторонами грузин и осетин без всяких условий.
В свою очередь, генсек Совета Европы Турбьйорн Ягланд и председатель уставного органа Совета - Комитета министров - Самуэль Жбогар в совместном заявлении требовали немедленно освободить грузинских подростков.
23 ноября представитель Южной Осетии Борис Чочиев заявил о том, что подростки будут освобождены только в том случае, если грузинская сторона освободит задержанных ранее осетин, официальный Тбилиси назвал это лишним подтверждением того, что задержание "произошло совершенно незаконно для того, чтобы использовать детей, как предмет для торга".
Как заявил 12 декабря депутат парламента Грузии Гия Тортладзе, вопрос освобождения подростков отложен до 14 декабря.