17 июня (Кавказский узел) Свидетели произошедшего 8 июня похищения молодой женщины сотрудниками неустановленных силовых структур в районе автостанции у торгового центра "Беркат" в Грозном стали десятки людей. Они шокированы тем, как была проведена "спецоперация". Действия силовиков они называют не иначе как неадекватными.
"Я до сих пор не могу опомниться от пережитого тогда шока. Я вместе с подругой собиралась сесть в маршрутку №12, когда все это началось. Неожиданно со всех сторон набежали военные и люди в штатском, которые схватили молодую женщину, при этом каждый пытался ее ударить руками или ногами. Все дико кричали и говорили, что ее надо убить", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" жительница Грозного Хава.
"То, что произошло на "Беркате", не поддается объяснению и нормальному восприятию. Толпа в военной форме и без, с оружием, набросилась на девушку и стала заталкивать ее в машину. Кто-то стал орать: "Надо ее зарезать! Несите скорее нож!" Один из них побежал в сторону и вернулся с огромным тесаком. Мы уже думали, что они ее действительно прямо на месте зарежут", - рассказывает другой очевидец, назвавшийся Ибрагимом.
По его словам, девушку запихнули в машину и куда-то увезли. Один из тех, кто ее захватывал, пробежал к своей машине с гранатой, вроде как отобранной у этой девушки. Там было очень много людей - торговцы, прохожие, водители маршрутных такси, но никто не посмел вмешаться или даже хотя бы попытаться узнать, за что и куда увозят женщину.
"Людей понять можно. В этом случае они могли быть тут же зачислены в "пособники" террористки, со всеми вытекающими затем последствиями. Не знаю, была ли она боевичкой или кем-то там еще, но мне непонятно, зачем надо было устраивать это задержание среди массы людей? Думаю, пары оперативников хватило бы с избытком, чтобы задержать и доставить ее в отделение, если она действительно в чем-то подозревалась", - рассказал Ибрагим.
Личность девушки и причину задержания Ибрагим не знает. Однако уверен, что за похищением стоят силовые структуры, которые ее поджидали.
"Наша милиция просто не умеет нормально работать. Им бы только побольше шума, размахивания оружием и криков. В советское время два-три оперативника без всякой паники обезвреживали вооруженных преступников, но никто с автоматами и пистолетами среди людей не бегал. А тут совсем наоборот. Милиция должна защищать покой и благополучие граждан, а не наводить на них ужас и панику", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" бывший сотрудник правоохранительных органов Чечни.
По данному инциденту в пресс-службе МВД Чечни корреспонденту "Кавказского узла" затруднились предоставить информацию. Руководитель пресс-службы Магомед Дениев сообщил, что постарается найти сведения по этому эпизоду, однако, по его мнению, в официальных сводках инцидент, "кажется, не проходил". По его словам, о случившемся 8 июня он сам узнал из сообщений СМИ.
Напомним, что случаи похищения и убийств девушек в Чечне, произошедших при странных и невыясненных обстоятельствах, происходили и ранее.
"Кавказский узел" уже сообщал, что правоохранительные органы Чечни ведут расследование обстоятельств внесудебных расправ над шестью молодыми женщинами. Тела убитых из огнестрельного оружия женщин в возрасте от 20 до 40 лет были обнаружены 26 ноября 2008 года утром в городе Грозном и его пригородах.
Тела трех молодых женщин были найдены в Старопромысловском районе чеченской столицы. Еще три трупа были обнаружены в Грозненском районе Чечни: два найдены в районе автотрассы Шатой-Грозный, недалеко от бывшего детского лагеря, а еще один - на обочине автодороги, ведущей из Грозного в сторону селения Петропавловское.
Расстрел сразу шести молодых женщин - факт беспрецедентный даже для Чечни, где еще хорошо помнят массовые убийства и расстрелы мирных жителей в первые годы контртеррористической операции. Факт, что все женщины были убиты выстрелами в голову, позволял следователям делать предположение, что между этими преступлениями существовала взаимосвязь. Одна из убитых девушек была уроженкой Дагестана. Тогда высказывалось предположение, что причиной их убийства послужило аморальное поведение.
Позже на территории республики был найден еще один труп молодой женщины. В отличие от первых шести случаев, тело убитой было обуглено, что свидетельствовало о намерении преступников сжечь труп.
3 февраля этого года в лесном массиве в нескольких километрах от селения Гребенская Шелковского района было обнаружено одиночное захоронение. В неглубокой могиле был закопан труп молодой женщины с признаками насильственной смерти. На теле имелось шесть огнестрельных ранений. Позже личность убитой была установлена. Ею оказалась 21-летняя жительница селения Комсомольское Наурского района.
На вопрос о ходе расследования убийств девушек руководитель пресс-службы МВД Чечни Магомед Дениев заявил корреспонденту "Кавказского узла": "Расследованием этих случаев занимается Следственный комитет прокуратуры Чечни, и прокомментировать могут это только они, сказать, по каким статьям возбуждены уголовные дела".
Руководитель пресс-центра Следственного комитета при прокуратуре Чечни Марьям Налаева объяснила сегодня корреспонденту "Кавказского узла", что уголовные дела по фактам убийств были возбуждены, следствие велось. "В какой процессуальной стадии находятся дела, сейчас я не готова предоставить информацию", - сказала Марьям Налаева. По ее словам, в этом году подобные убийства совершались и в феврале, и в январе.
Представитель грозненского отделения Правозащитного Центра "Мемориал" Наталья Эстемирова объяснила корреспонденту "Кавказского узла", что вплотную ее организация убийствами девушек не занималась, потому что правозащитные действия с их стороны начинают действовать только после обращений граждан. Родственники же убитых девушек в "Мемориал" не обратились.
"Могу сказать, что убийцей девушек пытались сделать погибшего человека, который абсолютно не мог быть в этом виновен. Но надо отдать должное, что руководство Следственного комитета Чечни пресекло эти попытки, и этот вариант не прошел", - говорит Наталья Эстемирова.
По ее словам, пока эти дела остаются не расследованными. "За это я абсолютно точно отвечаю. Я ездила на похороны двух убитых 26 ноября в пригороде Грозного девушек, у которых одинаковые фамилии. Разговаривала с матерью одной из них, которая из Курчалоя, обоих девушек хоронили в Курчалое, потому что они были женами двух братьев, и их хоронили семьи мужей. Убитые девушки жили в Грозном, одна из них только что приехала в город. И их родственники не признают, что их женщины вели себя как-то неправильно", - рассказала правозащитница.
По ее мнению, утверждения, что девушек убили их родственники за недостойное поведение, абсолютно беспочвенны. "Это не традиционное убийство. Такие случаи бывают, когда родственники наказывают девушку, которая "тень бросает" на семью. Но все это делается очень скрыто и не только потому, что исполнитель должен опасаться наказания, но и потому, что вся семья не хочет, чтобы об этом знали, потому что тень падает и на ее молодых родственниц. Поэтому никто не хочет огласки. Просто человек пропадает и все", - рассказывает Наталья Эстемирова.
"Но те случаи совершенно не похожи на то, что произошло сейчас. 26 ноября все было сделано демонстративно. Сразу по две, по три убитых девушек нашли в видных местах. Одна из них была дагестанка, которая абсолютно не попадает ни под какие чеченские традиции, хотя и все остальное не совпадает с чеченскими традициями. Этих девушек похоронили родственники, но похоронили их действительно "тихо". Но двух убитых девушек из Курчалоя хоронили по традициям. Там были полноценные похороны, было много людей", - говорит собеседница.
По ее словам, мать одной из убитых женщин, у которой осталось двое детей, считает, что убийство было совершено из корыстных побуждений — из-за золотых украшений. "Следственный комитет сразу сказал, что ничего не пропало. Может быть драгоценности пропали по дороге от места убийства до села Курчалой, где их хоронили, но, тем не менее, родственники говорят, что они не получили золотые украшения, которые были на этих женщинах. Они считают, что мотивом преступления мог быть грабеж", - объясняет Наталья Эстемирова.
Она рассказала, что оставила номер своего телефона родственникам убитых, сказав, что будет помогать, однако те не звонили. "Они все-таки находятся под грузом обвинений, которые проходят всюду, что те девушки как-то себя не так вели", - рассказала Наталья Эстемирова.
По ее словам, сейчас правозащитники в Чечне пытаются выяснить обстоятельства еще одного похищения девушки в Чечне, произошедшего 14 мая. "У нас еще один важный момент — 14 мая пропала девушка. И до сих пор ее местонахождение неизвестно. И сегодня ее мать после следственного комитета сообщит нам, действительно ли там тормозят следствие, или не могут", - говорит правозащитница.
По данным Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Ингушетии, за первое полугодие 2009 года на территории республики зарегистрировано три факта похищения человека. Расследование по ним продолжается.