Гражданское содействие в розыске пропавших без вести военнослужащих

12 октября с. г. в г. Пятигорске состоялась рабочая встреча на тему: «Повышение эффективности гражданского участия в розыске пропавших без вести военнослужащих и идентификации неопознанных тел». В мероприятии на площадке ММГЛ приняли участие представители уполномоченных в розыске и идентификации государственных структур, общественных организаций и социальных сетей.

Миротворческая миссия обозначила целью рабочей встречи - оказание помощи максимальному числу граждан, обратившихся с вопросами розыска военнослужащих, пропавших без вести в зоне СВО и содействие следственным, судебно-медицинским и криминалистическим структурам в розыске пропавших и идентификации погибших. Рабочая встреча была построена на сравнительном анализе проводимых розыскных мероприятий на Северном Кавказе и на Украине.

В докладе председателя ММГЛ Александра Мукомолова были обозначены некоторые итоги работы организации в Чеченской Республике за 8 месяцев 2023 года. За этот период были проведены мероприятия по 82 адресам. Установлена судьба 12 человек, из них 8 оказались живыми. В 14 населённых пунктах было собрано 42 образца ДНК у родственников пропавших без вести.

Вроде бы результаты не ахти какие высокие, если не учитывать, что реальные боевые действия закончились более 15 лет тому назад. Да, осталось не найденными более 300 военнослужащих и свыше 2000 гражданских лиц. Розыск продолжается. Несложно перебросить мостик к нынешним событиям в зоне СВО и тем проблемам, которые возникают в процессе розыска пропавших, установлении личностей погибших и проблемам, возникающим у родственников военнослужащих, чьи судьбы устанавливаются. Именно об этом шёл разговор на рабочей встрече и обсуждались следующие вопросы:

1. Какие изменения произошли в оперативной обстановке, какие факторы влияют на решение розыскных задач, что требуется знать? Главное - следует отметить, что по сравнению с северокавказскими событиями, значительно повысился процент неопознанных тел среди погибших. Это связано:

Во-первых, с применением вооружения повышенной разрушительной силы - ракеты, артиллерийские снаряды, фугасы и мины. Много фрагментированных тел, не подлежащих визуальному опознанию.

Во-вторых, воюющие в одном подразделении не всегда знают друг друга, не успели близко познакомиться за период учёбы и слаживания. На линии фронта в непосредственной близости друг от друга воюют кадровые военные, мобилизованные, частные компании и добровольческие части из разных российских регионов.

В-третьих, на линию непосредственного соприкосновения, в штурмовые отряды, разведку военнослужащие, как правило, идут без опознавательных знаков и документов.

В-четвёртых, не всегда чётко организована эвакуация погибших по цепочке линия фронта - санпункт - локальный госпиталь - 522 Центр.Теряются личные вещи, документы,обезличиваются погибшие.

В-пятых, не эффективным оказалось ношение жетонов, нашивок и шевронов. Личные жетоны не всегда идентифицируются в единой базе МО РФ.

2. Как следует поступать родственникам, которые получили от командования или сослуживцев информацию о том, что их близкий пропал без вести или он длительное время не выходит на связь?

а) Все, проводившие на СВО своего близкого человека, должны знать телефоны его командиров и контакты сослуживцев, а также его позывной и личный жетон. При поступлении информации необходимо обзвонить всех перечисленных лиц и получить максимально полную информацию о происшествии (возможной гибели, ранении, пленении и др.) Главное следует записать: где, когда, при каких обстоятельствах, кто свидетель, их контакты. Эту информацию сохранять и использовать при заполнении анкеты.

б) При официальном подтверждении факта пропажи без вести, необходимо через военкомат сдать биообразец – он будет направлен сотрудниками военкомата в 522 ЦПООП в Ростов-на-Дону или непосредственно в 111 Центр МО РФ. Очень важно для проведения генетической экспертизы направить образец прямого родственника (отец, мать, дети) Подробнее о генетике изложено далее. При отсутствии у Вас информации о получении биообразца в Ростове и введении профиля ДНК в идентификационную программу, сообщайте в ММГЛ. Проверим и подтвердим информацию.

в) Далее необходимо составить ориентировку и направить напрямую в Ростов (при наличии контактов) или через сотрудников ММГЛ. В миссии Вам помогут правильно составить этот важный для срочного розыска документ в следственные структуры с Вашими координатами, особыми приметами на пропавшего, характере его ранения, если это известно. Данная ориентировка поможет быстро установить разыскиваемого и согласовать возможное проведение визуального опознания, если таковое необходимо.

Параллельно с ориентировкой необходимо собирать информацию о пропавшем для заполнения анкеты. Бланк анкеты можно скачать на главной странице сайта ММГЛ. Для составления анкеты потребуется время. В этот документ войдут целые блоки информации:

- ситуационный (где, когда, как пропал…)

- антропологический (физические данные …)

- стоматологический (зубная формула)

- особые приметы (всё, что было в ориентировке, а также наличие переломов, металлических стержней, имплантов и др.)

К примеру, на Северном Кавказе до сих пор молекулярно-генетические исследования дополняются данными их анкет с прижизненной информацией. Анкета - это документ «дальнего» розыска и все данные из анкет, как и генетические материалы хранятся до установления судьбы пропавшего человека.

3. Особый разговор о результатах молекулярно-генетических исследований и экспертиз. В СМИ и на сетевых ресурсах периодически вспыхивают споры о происшествиях в сфере генетических исследований и их результатах: то опознали не так, как хотелось, то допустили затяжку по времени, то пытались оправдать ошибку. Сразу заметим, что на фоне тысяч проведенных молекулярно-генетических исследований, случаи ошибок или халатного отношения единичны и они исправляются, если это возможно, незамедлительно.

И ещё - опознание погибшего среди сотен неопознанных тел - это не ток-шоу про ДНК на телевидении. Всё гораздо серьёзнее, труднее и трагичнее.

Пробы с неопознанных тел зачастую подвергнуты разложению, фрагменты бывают перемешаны, а каждый фрагмент исследуется отдельно. Останки из окопов не могут быть стерильными. С биообразцами родственников также достаточно проблемных вопросов: образцы не всегда бывают от прямых родственников. Пересылаемая жидкая кровь доходит до Ростова в непригодном для исследования состоянии. Высушивание, хранение и пересылка также требуют профессионального подхода. Буккальный эпителий должны отбирать и пересылать специалисты. К этому действию все должны подходить с особо ответственностью. Ведь, если Ваш образец будет забракован, потребуется много времени для получения повторного.

По мнению руководителя 111 Центра МО РФ в Ростове-на Дону Анатолия Волкова главная трудность в проведении молекулярно-генетических исследований и экспертиз в настоящее время состоит в масштабах этого процесса. Лабораторию, имеющую структуру, рассчитанную для работы в мирное время, невозможно быстро поставить на военные рельсы. Уникально оборудование лаборатории, уникальны реактивы, но главное - в специалистах. Опытным генетик становится через десять лет работы по профессии. Поэтому к плановым срокам исполнения исследования добавляются сроки ожидания. По словам специалиста, родственники могут помочь в проведении лабораторных исследований, если на местах им смогут содействовать региональные Бюро СМЭ или частные лаборатории, лицензированные на проведение таких исследований. Полученные от родственников через военкоматы профили ДНК сразу будут использованы при проведении сравнительных экспертиз. Конечно, следует максимально использовать принцип прямого родства - это знают все. Ещё более эффективнее проводить сравнение с ДНК останков, если сравнивать с ними профили и отца, и матери, или ребёнка + профиль жены.

Профессор П.Л.Иванов подтвердил некоторые трудности в работе генетиков и заметил, что этих трудностей было бы меньше, если в стране преодолели межведомственные различия и приняли единые генетические стандарты. На самом деле действия, подтверждающие отцовство значительно отличаются от идентификации ДНК погибшего и его родственников, как отличается стерильная обстановка в лаборатории от состояния её в окопе и блиндаже. Этот процесс занимает по времени до нескольких месяцев в зависимости от качества образцов и степени родства исследуемых. Генетики сталкиваются в работе с мутациями генов, особенностями полученных профилей и даже случаями непреодолимой силы, когда материалы испорчены и не дают правильных результатов.При подтверждении отцовства исследуются несколько человек, при идентификации погибших - сравниваются тысячи. В первом случае результат считается положительным, если совпадение равно 99,9%. Во втором - случае - 99,999999%.

4. Несколько слов о работе сотрудников ММГЛ и некоторых результатах.

Да, нам присылают короткие письма и слова благодарности за поддержку и помощь в розыске и установлении судеб близких. Нас эти письма трогают и мы эти строки храним, помня, в какой обстановке поисков, похорон и горя они написаны. СПАСИБО!

Ещё раз подтверждаем, что мы помогаем, участвуем, содействуем. И частичка нашего труда вложена в службу и работу военнослужащих, специалистов, следователей, судебных медиков и генетиков. Обращайтесь на сайт ММГЛ, изучайте фотоальбомы с фотографиями личных документов, вещей, жетонов, татуировок и других особых примет. Пишите, звоните, приезжайте в офис.

В настоящее время участниками рабочей встречи 12.10.2023 г. проводится работа по подготовке рекомендаций и предложений, по итогам мероприятия, для направления в инстанции.

Опубликовано: 2023.10.20

Комментарии к статье

Войти ≫